Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОдним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях обыватели зачастую разнолико называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из данных названий не является верным и научно-обоснованным, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более семи лет тому назад, основная масса следователей, судей, юристов, адвокатов продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя точного вида экспертизы.

В результате такого общего и абстрактного обозначения данной экспертизы, в практике часто всплывают ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

В этих случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой материалы возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, в результате чего установленные сроки затягиваются по причине элементарной грамотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения автомобиля и иных объектов по покрытию автомобильной дороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей и другие отрицательные условия дорожной обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение комплекса информации о ДТП.